Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество. Аргументы из литературы на тему: Человек вне общества

Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению именно такого режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.

Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 (именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”. Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей». Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

Инструкция

Пишем вступление. Оно может быть таким: «Так же, как и группа людей, человек в одиночку тоже может противостоять обществу. Жизнь такого человека становится сложной, часто трагической. Окружающие люди могут быть равнодушны к такой личности, могут проявить жестокость, вплоть до смертельного исхода, могут оклеветать человека, могут пустить неправдоподобный слух о физическом или умственном состоянии человека».

Переходим к основной части сочинения. Начинаем раскрывать тему и подтверждаем ее первым аргументом: «Человеком, который в одиночку выступил против дворянского общества, показан в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представитель передовой дворянской интеллигенции. А.А. Чацкий приехал в Москву в дом знатного чиновника Фамусова. Мировоззрение этого человека отличалось от взглядов гостей Фамусова – московского барства. Разногласия касались многих тем: крепостничества, просвещения и воспитания, отношения дворян к службе. А.А. Чацкий не признавал государственного устройства, основанного на крепостном праве, считал, что такие люди, которые могли преданных крепостных поменять на собак, не имели права называться «отечества отцами», не могли быть для молодого поколения образцом. Об этом он говорил в монологе «А судьи кто?..» Прислуживаться – как делали многие дворяне – Чацкий не хочет. Он презирал низкопоклонство, считая, что надо служить делу. Молодые дворяне, по мнению Чацкого, должны свободно выбирать занятие – посвятить себя науке или искусству. Ратуя за развитие национальной культуры, он хотел, чтобы в России не было бездумного, «…слепого подражанья» иностранному образу жизни.
Для фамусовского общества Чацкий – идейный враг, поэтому оно решило расправиться с ним с помощью клеветы: Софья сначала случайно, а потом и намеренно пустила слух о сумасшествии Чацкого. В статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров назвал главного героя пьесы, который осмелился противостоять обществу, «пылким и отважным бойцом».

Продолжаем раскрывать тему сочинения, приводим второй аргумент: «Жил не так, как остальные люди вокруг него, главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Он тоже противостоял обществу, но тихо и молчаливо. Помощник кузнеца Ефим Дмитриевич упорно жил по своим нравственным законам: он рожден для того, чтобы жить, все вокруг хорошие люди, только они не умеют выражать свою доброту, отдать все, что можно, для поддержания другого, даже значительно ущемляя себя. Все его считали странным, не доверяли ему, могли оскорбить его, даже побить. Дети дразнили его. А он чаще молчал. Жизнь его закончилась трагически. Одному человеку не понравилось, как Юшка с ним разговаривал, и он толкнул Юшку. Тот упал и умер. Так человек слабый здоровьем, отдававший весь свой нищенский заработок приемной дочери, чтобы она получила образование, как мог, противостоял жестокому миру людей».

Итоговое сочинение 11 класс Выполнил: Ермаков Никита

Направление: «Человек и общество».

Тема: «Способен ли один человек изменить общество?».

Способен ли один человек изменить общество? Я часто задумываюсь над этим вопросом и вспоминаю утверждения с уроков обществознания: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Я полностью согласен с этим выражением. Каждый человек, личность рождается и входит в этот мир для того, чтобы сделать этот мир чуть лучше. Общество – это тоже люди, которые могут как поддерживать любого из нас, так и не воспринимать нас. Я считаю, что один человек не способен изменить мир. Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе.

Обратимся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главным героем этого произведения является Евгений Базаров. Он – новый человек, человек своего времени. Базаров и его немногочисленные сподвижники называют себя нигилистами (от латинского nihil –ничто). Вместе со своим учеником Аркадием он приезжает в родительское имение Кирсановых. Тут Базаров знакомится со старшим поколение этой семьи: отцом Аркадия Николаем Кирсановым и с дядей Аркадия Павлом Петрович Кирсановым. С самой первой встречи читатель понимает, что между героями назревает конфликт. Во время их общения мы видим постоянные столкновения между старым и новым поколением. Герои часто спорят на различные темы. Они высказывают свое мнение по поводу роли уходящей аристократии, спорят о нигилистах, выказывают свое отношение к народу и к искусству. Представители старшего поколения, господа Кирсановы, отстаивают свою, веками устоявшуюся позицию, а Базаров с Аркадием ратуют за изменение России путем решительных мер, возможно, даже путем революции. Но время расставляет все по-своему. Отвергая любовь, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Но на его чувства она ответила отказом. Разочаровавшись в своей жизни, деятельности и в любви, Евгений Базаров едет в родительский дом и через некоторое время умирает. Он не смог изменить мир к лучшему, хотя идеи и мысли в какой-то мере заслуживают внимания. Возможно, потому, что он был одинок, далек от народа, и не имел четкой программы действий.

Можно привести и другой пример подтверждения моей мысли. Один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»Андрей Болконский также тяготиться обществом. Вращаясь в высших кругах общества, он вынужден присутствовать на различных вечерах. Он молод, красив, получил достойное образование и воспитание для своего времени. Он – истинный патриот. Во время войны он не отсиживается в «тепленьких местечках». Андрей рвется на поле боя, так как является настоящим воином. Когда мы встречаемся с ним в первый раз в салоне у Анны Павловны Шерер, замечаем его рассеянный взгляд и блуждающую улыбку. Сразу видно, что он чувствует себя в этом обществе лишним. Он отвергает это общество и не принимает его. Настанет день, и он найдет в себе силы вырваться из него. Изменить общество Андрею Болконскому не удалось, но этот образ вызывает у нас чувство уважения за попытки изменить мир к лучшему.

Таким образом, проанализировав эпизоды из этих произведений, я пришел к выводу, что один человек не в силах изменить общество. Я думаю, несмотря на это, всегда были, есть и будут люди, которые будут стремиться изменить мир к лучшему. Как бы то ни было, жизнь двигается вперед благодаря подобным людям, но прежде чем изменить мир к лучшему, нужно изменить себя. Ведь не зря сказал известный американский писатель Шри Чинма: «Вчера я был умным, хотел изменить мир. Сегодня я мудрый, и поэтому меняю себя».


Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности.
Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других,
оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему,
но и совсем незнакомому человеку.
Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле.
Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку,
в его уходе за цветами, доброте нужно учить с самого детства.

Доброта - это понятие несколько абстрактное.
Многое можно вложить в смысл этого слова.
На первый взгляд, легко ответить на вопрос: что значит доброта.
Но в то же время и сложно. Ведь доброта - это основа таких понятий, как милосердие, сопереживание, сочувствие, самоотверженность и даже героизм.
Именно любовь к человеку, доброта, желание спасти его и становится побуждением к героическому поступку.

А что даёт доброта человеку?
Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и коллегами.
Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное - помочь другим.
Неизвестный человек перевёл большую сумму денег на лечение ребёнка, оказавшегося в беде.

Творите добро, и оно обязательно вернётся к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей!


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Доброта и жестокость
Жестокость - это грубое, агрессивное отношение к живым существам,
при этом не испытываю никакой жалости.
Может выражаться в словах или в применении силы.
Жестокость может возникнуть из-за стресса или какой-то душевной травмы.
У маленького ребенка может возникнуть жестокость из-за того, что кто-то в семье жестокий,
и он просто копирует поведение.
Чаще всего возникает в семьях, где постоянные ссоры и рукоприкладства.
Ребенок глядя на это или принимает сторону обидчика и ведет себя также, или принимает сторону жертвы и становится злым по отношению ко всем из-за страданий. А у подростка жестокость может возникнуть или из-за того, что его никто не замечает ни дома, ни в школе, ни с друзьями.

Жестокость -это наверное результат неправильно формирования человеческой личности,когда при воспитании в детстве родители не видят в ребёнке человека,не оценивают его как личность.
Жестокость порождается или нелюбовью или равнодушием к ребёнку,или наоборот безграничной слепой любовь,которая порождает вседозволенность.
Школа или плохая компания друзей,интернет,всё это порождает жестокость в ребёнке, которая с годами растёт и крепнет. С детства надо прививать к ребёнку уважение его как личности, прививать уважение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям, уметь оценивать свои поступки и умение отвечать за них.
Но зачастую этого нет во многих семьях при воспитании детей.
А проявляться жестокость начинает с малого, когда дети начинают мучить животных, обижать слабее себя детей, не уважать пожилых людей,всё это потом вырастает в более жёсткие рамки.

Простыми словами, жестокостью можно назвать грубое и отвратительное отношение к окружающим.
Откуда она берется?
Многие считают, что такая черта характера в личности зарождается из-за нехватки любви,
уважения и внимания со стороны окружающих.
Тем не менее, встречаются случаи, когда человек становится жестоким далеко не из-за этого.
Жестокие люди не чувствуют жалости к тем, кому причиняют боль.
Причиной жестокости могут стать как детские психологические травмы,
так и разочарование в ком-либо или чем-либо.
Недаром есть такая наука как психология, которая как раз и призывает ученых и докторов изучать причины возникновения подобных черт характера.


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Доброта и жестокость
Доброта – это то качество, которое должно быть знакомо каждому человеку,
им должен обладать любой житель нашей планеты.
Добрый человек всегда готов прийти на помощь всем нуждающимся и отдать последний кусок хлеба,
не попросив ничего взамен.
Доброта должна быть бескорыстной, если человек делает добро ради получения чего-то взамен,
то такого человека нельзя назвать понастоящему добрым.
Доброта – это то, без чего мы не можем существовать и с таким утверждением сложно не согласиться.
Люди ради помощи другим сдают кровь, занимаются благотворительностью и делают всё для того, чтобы другим людям было хорошо. Можно ли назвать добрых людей альтруистами? – пожалуй, да!
Многих добрых людей можно назвать альтруистами, ведь такие люди делают добро, не требуя ничего взамен.
Некоторые люди не только иногда по возможности помогают другим, но и создают целые благотворительные организации с целью помочь огромному количеству людей.

Люди во все времена считали добро одним из самых важных человеческих качеств, победу добра мы наблюдаем в народных сказках, рассказах и других литературных произведениях разных жанров. Людям нравится, когда в книгах они наблюдают победу добра над злом, поэтому авторы различных произведений чаще всего заканчивают свои произведения как раз этой самой победой.

Сегодня людей, обладающих настоящей добротой, становится всё меньше.
Равнодушие и эгоистичность берут своё, отнимая у человечества одно из самых ценных качеств.
Многие люди спокойно проходят мимо чужих проблем, делая вид, что ничего не заметили. У всех свои дела – бесконечные заботы, работа, люди перестают ценить бесценные качества и понемногу становятся роботами.
Я надеюсь, что когда-нибудь человечество снова предпочтёт настоящее, живое общение, будет ценить настоящую дружбу и будет неравнодушно к людям, которым нужна помощь. Сейчас же компьютеры сделали людей более чёрствыми и менее «живыми», доброта стала не столь важным качеством, как это было раньше.

Когда мы уступаем место в общественном транспорте или помогаем пожилым людям перейти дорогу – мы совершаем добро, но, к сожалению, мало кто сейчас задумывается о том, что такие поступки правильнее отнести к нашим обязанностям, а не к проявлению доброты как таковой.
Доброта – это нечто большее, доступное каждому и, одновременно, свойственное немногим.

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»