Боль, страх и слёзы. Как спустя год живут родственники погибших над Синаем

Замоскворецкий суд Москвы зарегистрировал исковое заявление родственников погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. Защищать интересы обвинения в суде будут российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс, которые недовольны «мизерными суммами» выплат пострадавшим. Впрочем, итоговые суммы иска могут быть в разы меньше, а тяжба рискует затянуться на годы, считает экспертное сообщество. В подробностях резонансного судебного процесса разбирался «360».

В четверг, 19 октября, потерпевшие по делу о крушении самолета A321 над Синайским полуостровом подали коллективный иск на сумму в 93 миллиарда рублей (около 1,4 миллиарда евро), сообщила редакции «360» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль.

Иск был подан сегодня. Ответчиками по иску заявлены страховые компании «Ингосстрах» и «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», туристическая компания Brisco, российская авиакомпания «Когалымавиа», а также компания «Эиркап». Общая сумма иска составляет 1,383 миллион долларов

Эмилия Хиль.

Решение о принятии иска к производству должно быть принято в течение пяти рабочих дней, отметила представитель суда. Коллективный иск подали 118 родственников погибших в катастрофе А321 в воздушном пространстве Египта.

В пресс-службе страховой организации «Ингосстрах», которая стала одним из участников судебного процесса «360» сообщили, что компания пока еще не получала официального уведомления. «На сегодняшний день СПАО „Ингосстрах“ полностью выполнило свои обязательства по урегулированию страхового случая, связанного с крушением 31 октября 2015 года воздушного судна Airbus 321–200 авиакомпании „Когалымавиа“, выполнявшего рейс № 7К-9268 по маршруту Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург », - отметили в компании.

Осенью 2016 года «Ингосстрах» в своем пресс-релизе рассказал , что все обязательства перед пострадавшими были выполнены. Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», родственники жертв теракта получили в общей сложности почти 405 миллиона рублей в счет компенсации материального и морального ущерба.

«Мизерные выплаты»


РИА Новости / Игорь Руссак

Накануне на защиту потерпевших встали российский адвокат Анатолий Кучерена и американский правозащитник Стивен Маркс, в практике которого насчитывается десяток судебных тяжб, связанных с выплатами компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах.

Юристов возмутил размер компенсаций родственникам погибших. Кучерена настаивает на пересмотре размер выплат пострадавшим, поскольку семьи погибших получили «мизерные гроши» и «вольные суммы», происхождение которых неизвестно, рассказал адвокат «Интерфаксу».

Полис страхования ответственности перевозчика содержит значительно более высокие суммы - свыше 750 миллионов долларов США. Однако компания «Ингосстрах» ограничилась выплатой лишь 2 миллиона рублей - минимальной суммой, предусмотренной Воздушным кодексом РФ и законом «Об обязательном страховании ответственности перевозчика»

Анатолий Кучерена.

Правозащитник добавил, что суммы совершенных «Ингосстрахом» выплат варьируются от 600 тысяч до 2 миллионов рублей. Помимо этого, страховое возмещение получили родственники только 197 пассажиров, а близким 20 погибших вовсе не выплатили компенсаций. Как пояснил сам «Ингосстрах» компания не имела законных оснований для страхового возмещения этим пассажирам, так как их родственники не попадали в список лиц, имеющих право на получение возмещения в соответствии с 67-ФЗ РФ.

Анатолий Кучерена и его американский коллега решились на судебную тяжбу почти спустя два года после катастрофы, поскольку в апреле этого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая регулирует правила международных воздушных перевозок. Согласно документу, максимальные компенсации в случае гибели пассажиры могут доходить до 8,7 миллионов долларов.

Многолетние тяжбы

Адвокаты имеют все шансы выиграть этот коллективный иск, однако получить заявленную сумму в полном объеме вряд ли получится, так как суд будет досконально изучать исковое требование на предмет соразмерности, пояснил в беседе с редакцией «360» адвокат, юрист Александр Трещев.

Все крупные компании боятся коллективных исков, потому что суммы требований на порядок выше, чем отдельные одиночные иски. Зачастую компании, получившие столь огромные иски, предпочитают обанкротиться, нежели чем выплачивать такие средства. Впрочем, многие договариваются еще до суда и получают компенсации, поэтому в итоге иск может превратиться из коллективного в индивидуальный

Александр Трещев.

Эксперт подчеркнул, что исковые тяжбы могут длиться годами и итоговые суммы компенсаций бывают в разы меньше ранее заявленных. «Требования адвокатов всегда завышены, потому что часто они ведут иск на условиях того, что в случае выигрыша получат половину всего размера выплат. В моей практике были дела, которые длились 18 лет и заканчивались очень небольшим компенсационным портфелем», - резюмировал Трещев.

Авиасообщение между Россией и Египтом было прервано в ноябре 2015 года по инициативе Москвы после крушения самолета российской авиакомпании «Когалымавиа», которое произошло 31 октября 2015 года. Лайнер совершал рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 российских туристов и семь членов экипажа, все они погибли. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. В связи с инцидентом авиасообщение между РФ и Египтом было прервано, оно не восстановлено до сих пор.

Чуть больше месяца назад мир был поражён чрезвычайным происшествием. Российский аэробус упал над Синайским полуостровом. Теперь родственникам погибших пассажиров предстоит опознание, захоронение останков и процедура оформления компенсаций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несчастный случай в небе

Произошедшее недавно падение Airbus A 321 авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, повлекло за собой смерть 224 пассажиров, среди которых находилось 25 детей и 7 человек экипажа. Если исходить из юридической терминологии, то подобные события называются несчастным случаем. Под этим термином подразумевается непредвиденное событие или стечение обстоятельств, которое повлекло за собой смерть человека или различные телесные повреждения.

Авиалайнер, на борту которого находились российские туристы, утром 31.10.2015 года вылетел в сторону России . Однако на 23 минуте своего полёта самолет пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время его обломки были найдены в центре Синайского полуострова. Первой на место происшествия прибыла египетская поисковая группа.

РосАвиация незамедлительно предоставила свою версию происшествия. Это было сделано исходя из расположения тел погибших пассажиров и экипажа, а также с учетом размещения обломков авиалайнера. Разрушение аэробуса началось с хвостовой части. После того, как она отломилась от основной части самолёта, люди, находящиеся в этом отсеке выпали наружу. Происшествие произошло на высоте более восьми с половиной тысяч метров.

Президент РФ В. В. Путин выразил родственникам и близким погибших соболезнование и прокомментировал ситуацию следующим словами: «Для того чтобы выяснить причину катастрофы нужно провести соответствующие следственные мероприятия, а вопрос по оказанию помощи семьям погибших должен решиться как можно скорее».

Это крушение является крупнейшим в истории России.

Возмещение ущерба

Для выяснения официальной причины крушения нашего лайнера потребовалось три недели. По истечении этого срока представитель пострадавшей стороны сообщил, что самолёт с российскими туристами потерпел крушение в результате террористического акта. При этом официальным собственником туристического холдинга ТН&C в составе которого находится авиакомпания «Когалымавиа» является Исмаил Лепиев.

Он прокомментировал следующее:

«Нам интересны все варианты решения проблемы, включая финансовый и политический аспект. Россия и Египет очень многого добились, благодаря сотрудничеству. Эти отношения строились на протяжении нескольких десятков лет, поэтому мы попытаемся договориться о выплате полной компенсации без судебных разбирательств. На данный момент мы ждём результатов официального расследования и объявления результатов».

Стоит отметить, что конкретную сумму глава холдинга не озвучил.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

В своем комментарии газете «Комсомольская Правда» директор по связям с общественностью СК «Ингосстрах» Карен Асоян заявил следующее: «Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты, которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2019 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов . Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб . Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений .

По предварительным данным можно сказать следующее: родственникам 168 погибших было выплачено 16 млн. 800 тыс. руб.

Сбор документов

По закону о страховании жизни, чтобы получить компенсацию от страховщика необходимо подготовить следующие документы:

  1. паспорт супруга (и), детей, родителей, братьев или сестёр погибшего;
  2. свидетельство о смерти погибшего;
  3. документ о рождении погибшего;
  4. свидетельство о рождении детей погибшего;
  5. документы о рождении братьев и сестёр погибшего;
  6. документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет законные основания на компенсацию в случае утери кормильца или наоборот, того, что погибший был иждивенцем:
    • справка о доходах 2 НДФЛ за 2019 и 2019 годы;
    • выписка из домовой книги;
    • справка с места учёбы, работы;
    • пенсионное удостоверение;
    • копия трудовой книжки;
    • справка об инвалидности.

Выплата производится из средств городского бюджета.

Для подачи заявления на выплату жителям Санкт- Петербурга нужно обратиться с аналогичным списком документов в администрацию района по месту постоянной или временной регистрации погибшего. Для подачи заявления на компенсацию за погибшего из другого региона, список документов подаётся в социальные органы защиты населения или в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации погибшего.

Сумма и сроки выплат

Спустя некоторое время родственники погибших начали осознавать случившееся и задумываться над вопросом, какую получат они компенсацию за потерю своих родных. По закону сумма страховой выплаты родственникам погибших в катастрофе составляет не менее 2 млн. руб. Дополнительная компенсация за потерю или порчу багажа не должна превышать 23 тыс. руб. Компенсация родственникам на похороны пострадавшего составляет 25 тыс. руб. Суммируя все эти цифры можно сделать вывод, что общая компенсационная выплата будет достигать 2 – 2,5 млн. руб. на одного пассажира авиалайнера А 321.

Сразу после сообщения о катастрофе, представители страховщика объявили о своей готовности выплатить дополнительную компенсацию родственникам погибших. Была организована упрощенная и ускоренная выдача авансовых платежей в размере 100 тыс. руб. на одного пассажира. Выплата предназначена на неотложные издержки, связанные с катастрофой. Руководство «Ингосстраха» в лице Карена Асояна выразило своё соболезнование по поводу случившегося и гарантировало, что все необходимые выплаты будут произведены в 30-дневный срок . Что касается семи членов экипажа авиалайнера, то они отношения к «Ингосстраху» не имеют. По требованиям обязательного страхования жизни членов экипажа воздушного судна они были застрахованы в ОАО СК «Альянс».

Сумма страхового возмещения определяется ст.132 Воздушного Кодекса и составляет 100 тыс. руб.

Официальный представитель страховщика заявил, что страховая выплата будет произведена в пользу родственников погибших в ближайшее время.

Фонд Социального Страхования РФ сообщил о своем намерении осуществить дополнительные единовременные выплаты, связанные со смертью работника. В этом случае компенсация в пользу семьи погибшего составляет 1 млн. руб. Если у погибшего имеются несовершеннолетние дети, сумма делится пропорционально: 50% получает вдова (вдовец) погибшего работника и столько же его ребёнок. Помимо этого, Фонд гарантирует получение ежемесячной компенсации всем несовершеннолетним детям или их официальным попечителям. Конкретная сумма определяется исходя их размера заработной платы работника.

Сумма, на которую было застраховано потерпевшее крушение воздушное судно, руководство страховой компании и авиаперевозчика не называет. По версии Николая Галушина, руководителя конкурирующей компании страховщика – «СК СОГАЗ», средняя стоимость выплаты по факту крушения данного борта составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Кроме всех вышеперечисленных участников происшествия фигурирует название туристической компании «Бриско». Её клиенты были в числе граждан потерпевших крушение и застрахованы компанией «ВСК».

Но в их договоре было конкретно указано, что риск авиакатастрофы не относится к страховому случаю, поэтому претензий основанных на законе, к ним предъявляться не может.

Зарубежная практика

Анализируя практику других стран по выплате материальной компенсации, эксперты признают лучшей французскую систему. Правительство этой страны создаёт условия для улучшения жизни людей, чьи родственники погибли в результате несчастного случая или теракта.

Франция

Во Франции еще в 1986 году была создана ассоциация S. O. S. Attentat, в ней накапливаются бюджетные и благотворительные деньги, предназначенные для оказания помощи семьям погибших. При этом в случае гибели члена семьи, помощь не ограничивается единовременной и страховой выплатой. Семья получает стабильное ежемесячное пособие, которое зависит от её материального положения, а также количества детей.

Германия

В июле 2002 года в Германии произошло столкновение пассажирского лайнера Ту-154 и грузового Boeing-757. Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». В результате столкновения погибло 57 пассажиров, включая 45 школьников и 12 членов экипажа. Родственники погибших получили компенсацию в размере от 100 до 300 тыс. долларов. Выплата денег производилась из специального фонда, который профинансировало правительство Германии и Швейцарии. Также в выплате компенсации принимала участие служба воздушного движения Skyguide. Причиной катастрофы стала ошибка их диспетчера.

США

Что психологи говорят родственникам погибших в авиакатастрофе

В Подмосковье разбился Ан-148 «Саратовских авиалиний», на борту было 71 человек, в том силе 3 петербуржца. Сразу после известия о катастрофе с родственниками погибших пассажиров начинают работать психологи МЧС. В чем заключается их помощь?

Психотерапевт Станислав Полторак объясняет, что психологи МЧС работают с потерпевшими только в первые несколько дней, их задача – разрешить чрезвычайную ситуацию.

– Задача психотерапевта – научить человека, как ему жить дальше?

– Нет, задача врача – это использовать разные методы терапии, в том числе лекарственные. Я избегаю давать людям советы, как жить. Потому что если пытаться подогнать кому-то замену – заменить семью работой, а друзей новым хобби, – то это будет подходящая замена для того, кто ее придумал, а не для самого пострадавшего. У него своя история, своя биография, свои интересы. Даже если удастся в ходе беседы что-то нащупать, все равно тут будет директивный момент. В любом случае замены всегда стандартные – дело, интересы, друзья. Вовсе не надо с головой уходить в работу, это опасно, а надо перераспределить свою жизнь, чтобы каждой стороне жизни дать побольше места, после того как ушла важнейшая составляющая – семья.

Все это касается людей, которые потеряли в катастрофе всех родных и в силу возраста или других обстоятельств новую семью завести не могут. Молодые люди, оправившись от потрясения, снова рожают. Или усыновляют.

— А что делать друзьям и знакомым – как выражать сочувствие?

– Лучшее, что могут сделать для человека друзья и знакомые, – сохранить прежние отношения. Даже если они были: раз в день поздоровались – и все. Вот и продолжайте раз в день здороваться, а не искать лишних встреч, по крайней мере, на первых порах. Потому что если сочувствующий будет рыдать у тебя на плече и говорить: «Как же я тебя понимаю», легче от этого наверняка не станет.

– Но ведь и оставлять человека наедине с горем плохо.

– Конечно. Главная задача для пострадавшего – не оставаться наедине с собой, не запираться в домике. Если ты видишь, что кто-то из твоих друзей после беды «запирается», это верный знак для окружающих, что надо звать психолога. Просто нельзя доводить до крайности. Другая крайность – это отказ от отношений. Когда, встречая тебя, бывший знакомый переходит на другую сторону улицы. Люди боятся общаться с инвалидами, а чем пострадавший отличается от инвалида? Только тем, что его несчастье скрыто внутри.

Пострадавший замечает, что бывшие приятели перестают звонить, на улице прячут глаза или вовсе убегают, и если это повторяется с разными людьми, он вполне может «запереться в домике». Тут уж кому как повезет. Иногда ситуация может ухудшиться не сразу, а когда получены деньги – компенсация и страховка. Может объявиться какая-то седьмая вода на киселе, которая скажет: вот тебе заплатили 4 миллиона, а мне нет, а мне позарез нужно 500 тысяч, чтобы…

– Когда к пострадавшим лучше обращаться с предложениями помощи?

– Думаю, до 40 дня точно не надо. У людей хлопоты с оформлением страховых выплат и с похоронами. Это те, кому удалось провести опознание. Тех, кому не удалось, ждет еще генетическая экспертиза, а это недели ожидания. В общем, не раньше чем через месяц жизнь у пострадавших возвращается в обычную колею, в которой они начинают ощущать пустоту.

Психолог Елена Кудрявцева считает, что выйти из депрессии пострадавшему можно среди единомышленников по горю.

– Самый простой выход – участие в благотворительности, помогать людям, оказавшимся в схожей ситуации. То есть сначала интегрироваться с людьми, объединенными тем же горем. Правда, есть проблема пожилых людей – они часто не умеют пользоваться Интернетом.

– Значит, больше всего психолог нужен пожилым?

– Психолог нужен всем, кто из трех механизмов адаптации выбрал два неправильных. Многие неосознанно выбирают неверный механизм. Или уходят из жизни, причем не обязательно с помощью каких-то активных действий, а просто перестают жить и всё. Или другой вариант – человек живет в депрессии, она становится смыслом его жизни. Люди постоянно ездят на кладбище и приближают свой собственный уход.

А конструктивный механизм – это после всех переживаний искать новый смысл в жизни, даже если кажется, что его нет уже. Слово «переживать» и означает: пережить и жить дальше. Плохо, что пожилым и в силу возраста кажется, что жизнь уже кончена, зачем тогда и менять.

Нина Астафьева